Оформляя заявку на предоставление кредита, каждый из нас обязательно заполняет анкету, в которой указываются персональные данные: ФИО, место прописки и проживания, данные паспорта, контактные данные, включающие несколько номеров телефонов, по которым можно связаться с заемщиком, мобильные телефоны родственников и знакомых, а также рабочий телефон и адрес электронной почты.
Через некоторое время на указанные телефоны начинают поступать звонки и смс от представителей различных кредитных организаций с рекламными предложениями. Такие действия легко объяснимы — банковские сотрудники, работающие с клиентами, получают дополнительный доход к основному в случае привлечения новых заемщиков, оформления кредитных карт, или других услуг. То есть, при помощи таких звонков, сотрудники стараются привлечь как можно больше новых клиентов и получить за это вознаграждение. Поэтому многие из них поднимают старые анкеты и начинают обзванивать клиентов, которые давно не пользовались услугами банка.

Что говорит закон?
Российское законодательство описывает сферу защиты персональных данных граждан в целом ряде законодательных актов. Основы — статьи 23-24 Конституции РФ, гарантирующие права граждан на тайну частной жизни, её неприкосновенность и защиту. Базисные положения определены в Федеральном Законе №152 «О персональных данных». Этот закон устанавливает правила и условия использования персональных данных. В частности, в нем указано, что операторы могут получать доступ только к тому объему данных, который необходим для решения их задач, и не имеют право хранить и использовать эти данные после того, как задача решена и цель достигнута.
В теории это означает, что в момент получения доступа к персональной информации, организация должна предложить клиенту подписать соглашение на её обработку и использование. А после прекращения действия договора, не использовать телефонные номера клиентов для распространения рекламы. На практике, к сожалению, нередки случаи, когда организации (или их отдельные представители) не могут удержаться от соблазна задействовать базу данных своих клиентов для рекламных обзвонов и рассылок. Чтобы стимулировать кредитора, заемщик может обратиться в организацию, с которой был заключен договор, и больше нет текущих обязательств, с просьбой удалить всю персональную информацию из её текущей базы. Для этого необходимо составить соответствующее заявление в двух экземплярах и передать в учреждение. Одно — в головной офис, а второе туда, куда подавались данные.
Желательно составить еще один экземпляр, который необходимо завизировать в финансовом учреждении и оставить его себе в качестве доказательства. В том случае, если банк не выполнит требование клиента, то можно обратиться в суд для решения проблемы. Как правило, большинство банков строго придерживаются действующего законодательства и по первому требованию клиента удаляют все его персональные данные из своей базы. Однако встречаются случаи, когда кредитная организация отказывается это делать, такую ситуацию также необходимо решать только в судебном порядке.
Если у клиента есть долги
Финансовая организация, да и любая другая, вправе отказать просителю в удалении персональных данных в том случае, если у последнего есть текущие обязательства перед ними. В такой ситуации у организации есть все основания для отказа клиенту в этой процедуре, что закреплено в Гражданском кодексе, Законе о персональных данных и некоторых федеральных документах.
Перед подачей подобного заявления заемщику нужно убедиться, что все обязательства перед кредитором выполнены, кредит закрыт, и задолженности отсутствуют. Если имеются непогашенные долги, требуется полностью их погасить. Вообще, после полного погашения кредита, хорошо бы зафиксировать это: получить заверенную банком выписку движения средств и график произведенных платежей, а также справку о закрытии кредита.
Вопрос от читателя:
Вчера получила СМС, в котором говорится, что мне одобрен кредит на сумму 80 000 рублей. Что это значит? Заявку я не подавала. В кредите не нуждаюсь.
Хотите получить юридическую поддержку?
Вас также может заинтересовать:
Причины получения смс-сообщения с текстом «ваш кредит одобрен»: ответ на заявку, рекламные рассылки, спам и фишинг. Рекомендации, как вести себя при получении такого уведомления, если вы не подавали заявку в банк.
Материал информирует о распространенных методах обмана заемщиков. Рассмотрены юридические условия составления кредитного договора. Предоставлены рекомендации, позволяющие защититься от мошеннических схем, которые практикуются финансовыми учреждениями. Детально описаны незаконные и полулегальные условия кредитного договора.
К сожалению, обман и мошенничество еще присутствуют на рынке потребительского кредитования. Как заемщику распознать мошенническую схему, как действовать, чего делать не следует. Рекомендации для клиентов кредитных организаций.
Советы заемщику: на что следует обратить внимание при заключении кредитного договора. Условия, структура, срок действия, популярные способы нарушения условий договора. Основные уловки недобросовестных кредиторов.
Комментарии
Персональные данные нужны кредитным организациям для проверки надежности и платежеспособности потенциальных клиентов. Сопоставив информацию из заявки с полученными документами, финансовое учреждение принимает взвешенное решение о выдаче займа.
Банк обязан гарантировать сохранность конфиденциальных данных.
Читать дальше