Желание получить дополнительную прибыль становится причиной разработки и внедрения многочисленных способов обмана клиентов. В борьбе за внимание представителей целевой аудитории многие финансовые учреждения используют обширный перечень маркетинговых уловок и хитростей. Крупные банки пытаются действовать в рамках закона, поэтому ими активно используются методы дезинформации, сокрытия условий сделки, навязывания услуг, передергивания и искажения фактов.
Бесполезные услуги
Основным источником постоянных доходов банков на этапе кредитования считаются комиссионные выплаты. Если оплата за обслуживание расчётного счета действительно обусловлена необходимостью привлекать специалистов, то принудительное страхование в большинстве случаев является еще одним из способов повысить прибыль.
Схема обмана:
- Финансовое учреждение заключает долгосрочный секретный договор со страховой компанией или открывает собственный отдел, который будет заниматься заключением страховых полисов с клиентами.
- Стоимость страховки значительно завышается по сравнению с рыночными ценами.
- Сотрудник кредитной организации в самый последний момент уведомляет клиента о необходимости страхования жизни и трудоспособности.
- Подписывая кредитный договор со страховкой, заемщик обязуется вносить страховые платежи.
- Переплата за необязательные услуги достигает 10% от стоимости кредита. Сумма приплюсовывается к регулярным процентным платежам, а полученные деньги кредитор делит со страховой компанией.
Наличие просрочки
Махинация с просрочкой — излюбленный метод обмана заемщиков, который практикуют многие финансовые учреждения. Согласно действующим законам, стандартный срок исковой давности составляет всего три года, поэтому потревожить бывшего клиента банк может на протяжении 36 месяцев с момента погашения долгового обязательства.
Схема обмана:
- Клиент выплачивает кредит.
- Через некоторое время сотрудник финансового учреждения осуществляет звонок на финансовый номер бывшего заемщика.
- В ходе беседы выясняется, что сумма выплачена не до конца или имеется непогашенный штраф.
- Заемщику рекомендуется немедленно выплатить долг.
- Клиент повторно осуществляет погашение долговых обязательств.
Жертвами подобной аферы часто становится клиенты, которые погасили кредит раньше указанного договором срока начисления комиссии. Финансовые учреждения специально выжидают до 2-2,5 лет, чтобы накопилась солидная сумма, состоящая из растущих в геометрической прогрессии штрафных выплат.
Методы защиты:
- Внимательно изучить условия сделки, особенно пункт о возвращении средств.
- Хранить все квитанции о выполненных платежах в течение по меньшей мере трех лет.
- Обратиться в банк с целью подтверждения факта закрытия кредитного договора или карты.
- Сделать выписку из кредитной истории, обратившись в БКИ.
- Лично посетить ближайшее отделение банка.
- Попросить сотрудника финансового учреждения предоставить доказательство наличия просрочки.
- В случае повторного звонка сообщить о посещении офиса банка и желании передать дело в суд.
Если представители финансового учреждения продолжают сообщать о несуществующей просрочке или откровенно запугивают клиента, следует обратиться в полицию. Спор обычно заканчивается официальными извинениями со стороны финансового учреждения.
Банк объясняет сложившуюся ситуацию банальной утерей квитанции об оплате или сбоем в системе автоматического учета транзакций, поэтому не существует законодательных обоснований для возбуждения дела. Естественно, никаких просроченных задолженностей у клиента не имеется. Подобный метод используется для обмана излишне доверчивых и рассеянных заемщиков, ведь пострадавшая сторона не может рассчитывать даже на получение возмещения моральных убытков.
Овердрафт
Превышение кредитного лимита по дебетовой карте — один из простейших способов угодить в долговую яму. Банки, замечая повышенную активность на расчетном счете клиента, подключают услугу овердрафт. Опция становится доступной без ведома клиента.
Схема обмана:
- Держатель карты снимает средства, которые не в состоянии вернуть на протяжении ближайшей пары дней.
- Кредитор начинает насчитывать огромные проценты на снятую сумму.
- Через некоторое время долг возрастает в десятки раз.
Если держатель карты не умеет обращаться с заемными средствами, или имеет низкий уровень финансовой сознательности, овердрафт может стать настоящей проблемой. Иногда должниками оказываются даже те люди, которые не собирались брать деньги в кредит. Например, при случайном снятии суммы чуть выше лимита.
Методы защиты:
- Отключение услуги овердрафт, особенно если картой пользуются дети и пенсионеры.
- Тщательное изучение тарифной политики банка касательно комиссионных выплат.
- Подключение услуг СМС-информирования, интернет-банкинга и сообщений на электронную почту.
- Погашение долга в течение нескольких дней с момента превышения лимита.
- Ограничение суммы на снятие средств в банкомате или через интернет-банкинг.
Постоянно используя дебетовую карту с опцией овердрафт, следует после каждой расходной транзакции проверять остаток на счету. В случае возникновения задолженности, рекомендуется ее немедленно погасить. Споры с банком ни к чему не приведут, поскольку невозможно доказать непричастность к образованию долга.
Беспроцентный кредит
Законодательством прописан запрет на выдачу займов с нулевой ставкой. Беспроцентного кредитования не существует. Это обязан запомнить каждый потенциальный заемщик. Если кредит предоставляется под «ноль процентов», в лучшем случае ставка кредитования составит 0,01%. Кредитор зарабатывает на повышении комиссионных платежей за транзакции, предоставлении необязательных услуг и выплатах штрафов.
Любое слишком выгодное предложение следует тщательно проверить. Мы живем в эпоху интернета, поэтом найти отзывы о конкретном кредитном предложении может даже ребенок. Программы финансирования с «нулевой ставкой» — это всего лишь рекламный инструмент. Для получения доступа к действительно выгодному займу придется иметь постоянный заработок и идеальную кредитную историю. Дополнительно финансовое учреждение требует привлечь авторитетных поручителей и внести залог.
Защита от банковских махинаций
Снизить риск обмана со стороны финансового учреждения поможет элементарная внимательность. Не стоит доверять рекламным слоганам. Их основная цель заключается исключительно в привлечении потенциальных клиентов. Достаточно внимательно прочитать договор, чтобы защититься от недобросовестного кредитора.
Рекомендации для клиента банка:
- Аннулируйте ненужные карты в ближайшем отделении банка. Сотрудник финансового учреждения должен разрезать карту в присутствии клиента. Не выбрасывайте карты, если они не заблокированы.
- Изучите все комиссионные выплаты, которые имеет право требовать банк. Откажитесь от сотрудничества с организациями, которые штрафуют за утрату, повторный выпуск и блокирование карты.
- Не берите кредиты без возможности бесплатного досрочного погашения. Возможность вернуть средства ранее договорного срока прописана в законодательстве, но клиент обязан уведомить кредитора о подобном намерении за 30 дней.
- Старайтесь оформлять потребительские кредиты в отделении банка, минуя магазины.
В кредитном договоре должны четко прописываться условия сделки. Любое изменение процентных ставок и прочих условий в одностороннем порядке недопустимо.
Кредит необходимо брать под фиксированную ставку. В этом случае любое несанкционированное изменение условий договора считается нарушением прав потребителей.
Клиенты финансовых учреждений, которые плохо разбираются в условиях сделки, имеют право обратиться к специалистам. Консультация у независимого финансового менеджера и юриста поможет получить наиболее выгодные условия сделки.
Более подробно ознакомиться с распространенными методами обмана заемщиков можно в статье «Какие условия кредитного договора являются незаконными?»
Похожий вопрос:
В ходе разговора сотрудник банка предупредил, что для оформления кредита мне придется оплатить дополнительные услуги. Как отказаться от дополнительных услуг?
Хотите получить юридическую поддержку?
Вас также может заинтересовать:
Основные причины отказа в кредитовании: мошенничество, недостоверные данные, несоответствие требованиям кредитора, финансовые и социальные факторы. Проблемы, с которыми может столкнуться заемщик на этапе оформления кредита. Полезные рекомендации, позволяющие повысить шансы на получение выгодного кредита.
Кредит — ответственная процедура, к которой нельзя подходить невнимательно. Мы расскажем вам о типичных ошибках при погашении кредита, и о тех проблемах, которые могут возникнуть, если вы все же допустите эти ошибки. Статья обязательна к ознакомлению тем, кто хочет взять кредит впервые.
Вопрос платежа по кредиту всегда является принципиальным для любого человека, который планирует взять денежный займ, или уже взял его. Подробно рассматриваем отличия аннуитетного и дифференцированного платежей. Зная эти отличия, вы сможете выбрать для себя оптимальный вариант кредитования.
Сравнение двух похожих потребительских кредитов от Россельхозбанка и ВТБ 24, предоставляющих услугу страхование жизни. Как сказывается исключение этой услуги из условий кредитования? Зачем это нужно банкам, и как реагировать заёмщикам?
Последние комментарии
Взять кредит после смены фамилии
Подробнее...
Доход для кредита пенсионеру
Подробнее...
Подробнее...
Несколько кредитов — это возможно?
Подробнее...
Служба внутреннего финансового мониторинга в коммерческом банке
Подробнее...
Трехзначные коды верификации банковских карт
Подробнее...
Подробнее...
Четыре кредитных предложения для пенсионеров от ведущих российских банков
Подробнее...
Подробнее...
Что делать с кредитом, если потерял работу?
Подробнее...